Приложения
Страница 6

занимает позицию перед сравниваемыми и договаривается с участниками игры о следующем: тем, кого будут сравнивать, нельзя поворачиваться к сравнивающему; тот, кто сравнивает, временно лишается голоса: он не имеет права ничего говорить, а должен отвечать на вопросы игротерапевта, только показывая пальцем на одного из сравниваемых. Если сравнивающий не может ответить на вопрос игротерапевта, выбрав одного из сравниваемых, он может показать на обоих или пожать плечами. Первое будет означать, что оба сравниваемые равны по некоторому показателю. Последнее будет означать, что у него нет ответа. Игротерапевт ответит на все вопросы только после упражнения.

Получив согласие участников, Игротерапевт задает от 12 до 20 вопросов по поводу различий некоторых поведенческих черт или личностных качеств двух участников тренинга. Приведем приблизительный набор таких вопросов. Обратим внимание, что сначала задаются более простые, личностно не нагруженные вопросы, а только затем более личностные:

1. Кто постарше?

2. Кто учится лучше (учился в школе лучше)?

3. Кто больше заботится о том, как он выглядит?

4. У кого семья, по-видимому, побогаче?

5. Кто из двоих больше любит погулять?

6. У кого больше поклонников (ухаживающих кавалеров, если сравниваются девушки)?

7. Кто раньше выйдет замуж (женится)?

8. А у кого будет больше супругов (последовательно)?

9. У кого будет больше детей в браке?

10. Кто более хитрый?

11. Кто более совестливый?

12. У кого из двоих чуть больше проблем со здоровьем?

13. Кто более темпераментный?

14. Кто более общительный?

15. С кем бы ты пошел (пошла) в разведку?

16. Кто из двоих более драчлив, может ударить или толкнуть?

17. Кто тебе (сравнивающему) больше нравится?

18. Как ты думаешь, кто из двоих больше нравится мне?

Получив ответы, игротерапевт теперь задает вопросы сравниваемым:

"Вы прослушали полторы дюжины вопросов о себе. Наверно, задумывались, на кого показывает сравнивающий. Были ли такие качества, которые вы на сто процентов относили к себе и думали: «Ну, это точно на меня показывают». Или же качество, которое вы точно отдавали партнеру, и были убеждены, что показывают на него». Игротерапевт просит последовательно каждого из двух подростков, участвующих в сравнении, указать по два-три качества, которые они относили к себе или к другому. Если подросток не может утверждать точно, игротерапевт смягчает: «Ну, может быть, не точно, не на сто процентов, но на восемьдесят процентов относили к себе или к другому».

После этого игротерапевт просит сравниваемых сесть лицом к сравнивающему. «Хотите ли вы узнать, как вас видит ваш коллега? Я разрешаю каждому из вас задать два-три вопроса о том, как ответил вам коллега на конкретные мои вопросы». Игротерапевт просит сравнивающего ответить на просьбы сравниваемых. После ответов сравниваемые могут поделиться своими переживаниями во время сравнениям.

«Сравнение с вещью».

Игротерапевт выбирает нужного ему человека или ищет добровольца. Затем Игротерапевт берет какую-нибудь вещь из тех, что находятся в игровой комнате. Вещь должна быть:

— не очень большой, чтобы ее можно было легко держать в руках;

— по возможности сложной, т.е. иметь много свойств;

— не новой, лучше, чтобы она была «зрелой или постаревшей»;

— с какой-то «тайной»;

— достаточно привычной для подростков.

Удачным будет выбор дамской сумочки средних размеров, не очень новой, не очень старой, но только не принадлежащей испытуемой. Это могут быть книга, арбуз, логарифмическая линейка, кепка, часы, бутылка. Игротерапевт выводит добровольца в центр круга, берет в руки выбранную вещь и спрашивает группу: «Что общего, одинакового, подходящего у этой вещи и у добровольца?» Отвечают те из подростков, кто готов дать сравнение. Если надо поддержать процесс сравнения, игротерапевт предлагает сравнивающим подросткам приблизить к себе вещь, поработать с ней, представить, что у нее внутри, какова ее история. Достаточно, чтобы 8 — 12 подростков дали свое мнение об общих, одинаковых свойствах вещи и человека. Игротерапевт также может высказать свое мнение. Последним побуждается сказать о сходстве вещи и человека сам доброволец. После этого возможно такое окончание игры: игротерапевт спрашивает добровольца, какие из сравнений его с вещью запомнились, какие из них показались правильными, переживалось согласие с ними, а какие показались очень неточными, несправедливыми. После обсуждения, впрочем, возможен второй, потом третий прогон этой игры с участием новых добровольцев и с новыми вещами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Основы психологических знаний о личности. Вербальные и невербальные средства общения.
План: 1. Характеристика вербального общения. 2. Характеристика невербального общения. 1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, чело ...

Поведенческая психотерапия
Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. За рубежом существуют центры психологической помощи, в которых проводится специальное обучение родителей, учителей и детских врачей этим методикам [34]. Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служи ...

Психология раннего детства
План изложения. Сегмент 1. О младенцах от 0 до 2-х лет. Физиологический портрет малыша. Средства диалога ребенка и взрослых. Основные умения младенцев. Игра с точки зрения психологии Сегмент 2. О раннем детстве от 2-х до 4-х лет. Присутствие взрослых в психической реальности ребенка. Психические формы переживания действительности деть ...